Сайт учителя математики МБОУ "СОШ №30" ЭМР
Шершаковой Татьяны Александровны

ЕГЭ. результаты еге по математике 2014г лицей 67 тольятти 11классов Результаты ЕГЭ по математике, ГИА по русскому

КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО МАТЕМАТИКЕ

 

Выполнять домашнюю работу по математике ребенок должен самостоятельно. Роль родителей заключается лишь в том, чтобы проверить выполненное задание. Если ученик не справился с решением примера, помогите ему найти правило для повторения, приведите подобные примеры, а затем дайте возможность ему самому найти ошибку и исправить ее. Конечно, для этого потребуется много времени и терпения, но ведь наша задача в том и состоит, чтобы приучить ребенка добывать знания самому, а не получать готовые.

В последнее время в продаже появились" Готовые домашние задания по предметам". Однако никакую пользу, как показывает опыт, они не приносят в обучении, а если эта книга попадает в руки нерадивого ученика, то он и вовсе перестает учиться. Ведь задача этих книг состоит в том, чтобы помочь родителям проверить выполнение учащимися домашнего задания, понять, как их ребенок усваивает ту или иную тему. Поэтому это должна быть настольная книга родителей, а не учеников. А для школьника наиболее полезным будет, если он будет пользоваться справочниками, таблицами, дополнительной познавательной литературой по предмету.

Как часто ученик, не прилагая усилий к решению задачи, торопиться быстрее сделать домашнее задание, идет наиболее простым путем: он обращается к своему однокласснику по телефону и просит, чтобы тот продиктовал ему решение. Ведь по телефону ученик не может дать консультацию. И поэтому просто диктует ему то решение, которое сделал сам.

 

Большую помощь в выполнении домашнего задания оказал бы анализ классной работы вашего ребенка, ведь часть домашней работы оказывается аналогичной той, что ребята выполняют в классе. Если учитель задал задачу повышенной трудности, то пусть ваш ребенок представит свой способ решения, а потом проверит в классе, а вы поинтересуйтесь, каковы у него успехи в решении этого задания. Если у него все правильно - это будет стимулировать его в дальнейшем развитии, если у него не получилось, помогите ему найти подходящее правило и потренируйте на выполнение подобных заданий, ни в коем случае не осмеивая и ни в чем не обвиняя своего ребенка. Поддержите его в этом случае и дайте понять, что все у него еще получится.

На уроках математики дети учатся не только решать задачи, но и осваивают следующие приемы: учатся работать с учебником, составлять план ответа, делать грамотные записи в тетради и графические работы. Этому их обучает учитель. Задача родителей продолжить формирование общеучебных умений дома. А потому дети должны правильно организовать выполнение домашней работы.

Организация домашней работы по математике:

1) ознакомиться с заданием;

2) вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради;

3) прочитать и усвоить материал учебника;

4) выполнить письменные задания;

5) составить план ответа для устных заданий.

Выполнение письменной работы:

1) прочитать задания, изучить их;

2) продумать, какие правила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач;

3) если нужно, выполнить задания полностью или частично на черновике;

4) проверить тем или иным способом решение задач;

5) записать выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.

Прием усвоения теоремы:

1) прочитать теорему по учебнику или по тетради;

2) усвоить содержание теоремы;

3) выучить формулировку теоремы;

4) рассмотреть (если есть) чертеж, усвоить его;

5) прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу;

6) повторить доказательство;

7) сделать свой чертеж;

8) доказать с его помощью теорему самостоятельно;

9) если нужно, проверить себя, прочитав доказательство еще раз;

10) попробовать найти другой способ доказательства.

Родители в состоянии проконтролировать усвоение теоремы по учебнику.

Контроль родителей за усвоением теоремы учеником:

1) проверить, правильно ли усвоена им формулировка теоремы;

2) дать возможность ребенку доказать теорему самостоятельно, используя чертеж;

3) проверить, правильно ли использованы при доказательстве известные определения и предложения;

4) проверить правильность выполнения чертежа;

5) проверить ход доказательства;

6) проверить, удалось ли достичь цели.

Общий прием контроля за решением задачи:

1) проверить правильность записи условия;

2) проверить ход решения, правильно ли использован прием решения;

3) проверить правильность записей и чертежей;

4) проверить вычисления;

5) исследовать решения, рассмотреть частные случаи;

6) рассказать кратко ход решения задачи;

7) в последнем итоге проверить решение у одноклассника.

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте ребенка практически к уроку математики. На уроке он должен иметь на рабочем столе:

а) учебник;

б) рабочую тетрадь;

в) ручку;

г) линейку;

д) простой карандаш;

е) транспортир;

ж) циркуль;

з) ластик.

2. Организуйте контроль за выполнением письменного домашнего задания по математике:

Не решайте сами задачи или примеры за своего ребенка;

Не покупайте "готовых домашних заданий";

Осуществляйте связь с учкомом класса, если ваш ребенок заболел, или у него появились трудности в усвоении темы;

Просматривайте классную работу своего ребенка, будьте в центре внимания вопросов, изучаемых вашим ребенком по предмету;

Проследите за тем, чтобы ребенок начинал выполнять домашнюю работу по математике с изучения теоретических вопросов, правил и формул;

Приучайте детей выполнять всю домашнюю работу не спеша и аккуратно.

3. Посещайте постоянно родительские собрания, приходите на беседу к учителю математики.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

 

Важнейшая особенность организации учебного процесса в условиях всеобщего среднего образования состоит в ориентации на безусловное достижение всеми учащимися обязательного уровня математической подготовки.

При изучении алгебры учащиеся 7-9 классов овладевают оперативными навыками и умениями, составляющими существенное звено математического аппарата, который активно применяется при решении как математических, так и нематематических задач. Поэтому главной целью изучения алгебры в 7-9 классах является развитие вычислительных и формально оперативных умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач.

В результате изучения курса алгебры учащиеся 7-9 должны овладеть следующими умениями, представляющими обязательный минимум:

1) Уметь выполнять арифметические действия над точными и приближенными значениями, находить приближенное значение квадратного корня, вычислять значения синуса, косинуса и тангенса, вычислять по формулам.

2) Ученики должны уметь выполнять тождественные преобразования целых выражений: раскрытие скобок и заключение в скобки, приведение подобных членов, сложение, вычитание и умножение многочленов, разложение многочленов на множители и разложение квадратного трехчлена на множители.

3) Уметь сокращать алгебраические дроби, выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей.

4) Уметь выполнять преобразования несложных выражений, содержащих степени и корни.

5) Знать тригонометрические формулы и выполнять несложные преобразования в тригонометрических выражениях.

6) Учащиеся должны уметь решать основные виды уравнений (линейных, квадратных, рациональных), применяя в необходимых случаях соответствующие тождественные преобразования, а также овладеть основными приемами решения систем уравнений.

7) Учащиеся должны уметь решать основные виды неравенств и их систем.

8) Ученики должны уметь решать текстовые задачи методом уравнений.

9) Уметь находить значения функции, заданных формулой, графиком, таблицей и строить графики изученных функций.

Часть вопросов, изучаемых в алгебре, требуют повторения материала, изучаемого школьниками в математике начальной школы и в 5-6 классах средней школы.

В 7 классе ученики знакомятся с новыми вычислительными операциями:

1) возведение в степень (усвоение этой темы невозможно без знания таблицы умножения, пусть ребенок повторяет всю таблицу умножения);

2) вынесение за скобки общего множителя (необходимо повторять правила деления натуральных чисел, в пределах 100 - устно, знать правила деления степеней);

3) действия с одночленами и многочленами (правила раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых, формулы сокращенного умножения, для них лучше всего сделать карточки и постоянно их повторять);

4) решение линейных уравнений (умение находить компоненты действий при сложении, вычитании, умножении и делении; после изучения в 6 классе свойств уравнений тоже применять их к новым видам линейных уравнений);

5) составление уравнения для решения задач (анализ условия, установление логической связи между данными величинами и теми, которые можно найти; до изучения этой темы необходимо заставлять учащегося составлять краткое условие к задаче, делать пояснения к каждому действию, а в числовых выражениях просить объяснять каждое действие).

Это поможет школьнику в решении геометрических задач, ведь теоретические знания помогут школьнику логически записать решение задачи. В геометрии часть решения состоит в правильном построении чертежа, а это значит, что школьнику необходимо уметь анализировать условие задачи.

Школьник при решении геометрической задачи должен уметь:

1) уметь пользоваться линейкой, циркулем, заранее приведенным в рабочее состояние;

2) аккуратно построить чертеж;

3) сопоставить данные условия с чертежом;

4) используя выученный теоретический материал, составить план решения задачи, обосновать теоретическими фактами то или иное утверждение и логически завершить решение;

5) иногда необходимо уметь достраивать дополнительные элементы для данных фигур.

В результате изучения курса планиметрии учащиеся должны уметь решать типичные задачи на вычисление, доказательство и построение.

При решении типичных задач на доказательство учащиеся должны уметь приводить ссылки на теоретические факты из курса, необходимые для доказательства. А при решении задач на вычисление значений геометрических величин они должны уметь применять изученные свойства фигур и формулы, а также соответствующий аппарат алгебры и тригонометрии.

Для успешного усвоения каждой новой темы необходимо повторять предыдущие правила. Это способствует лучшему усвоению нового материала, а также поддержанию приобретенных навыков и умений.

Овладение основными теоретическими фактами необходимо осуществлять сознательно, тогда практически дети будут выполнять задания верно и быстро, при этом будет меньше пробелов и типичных ошибок. Например, при построении графиков ошибки часто возникают из-за незнания того, что является графиком того или иного вида, ведь методика построения прямой и параболы различны. А преобразование графиков в 10 классе требует моментального применения элементарных знаний.

Овладение учащимися сознательно теоретическими вопросами создает предпосылки для овладения прочными знаниями. Особенно, когда дети готовят специальные вопросы к семинару или зачету, они понимают, что с них спросят со всей ответственностью, им будет неудобно прийти неподготовленным к уроку, потому что каждый отвечает по своему вопросу, и, если какой-то момент выпадет из рассмотрения, то не будет логической связи и цели урока не будут достигнуты в полной мере.